ВЫПУСКНИКИ
Меню сайта
Меню сайта

ученикам

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Что нужно знать школьникам о школе и о своих правах? 

Какова структура общеобразовательных заведений, дающих полное общее образование?

Полное общее образование дают следующие учебные заведения: школы, гимназии, лицеи.
Полное общее среднее образование включает в себя три ступени общего образования — начальное общее образование (4 класса), основное общее образование (5-9 классы), среднее (полное) общее образование (10-11 классы).
 
Какие права имеют школьники (учащиеся) и их родители?

Школьники государственных и муниципальных образовательных учреждений имеют право на: получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного); обучение по индивидуальному учебному плану (указывается в уставе основного общеобразовательного учреждения), ускоренный курс обучения; бесплатное пользование библиотеками, интернет-классами и т.п.; получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг; участие в управлении основного общеобразовательного учреждения в форме, определяемой его уставом (совет школы, школьный парламент и т.п.).

Родители (опекуны, попечители) школьников имеют право выбирать школу и форму получения образования, защищать права и интересы детей, участвовать в управлении школой в форме, которая определена ее уставом.
 
В каких случаях школьник остается на второй год, а в каких отчисляется из учебного заведения?

Ученики 1-9 классов, имеющие неудовлетворительные оценки по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (опекунов, попечителей) могут быть оставлены на второй год, либо переведены в классы компенсирующего обучения, либо продолжат обучение в форме семейного образования (в школе они сдают только экзамены).
Исключить из учебного заведения школьника, которому исполнилось 14 лет, можно по решению педсовета за совершение противоправных действий (административных правонарушений — только тех, которые перечислены в Кодексе об административных правонарушениях, или преступлений), а также за грубые и неоднократные нарушения устава школы. В течение месяца после отчисления отдел по образованию местной администрации совместно с родителями (опекунами, попечителями) исключенного принимают меры к его трудоустройству или продолжению учебы в другом учебном заведении.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.
Школьникам, которых исключили из школы в 5-11 классах, выдаются справки установленного образца.
Школьники, у которых нет двоек по итогам учебного года, переводятся в следующий класс. Условно переводятся те, у кого есть двойка по одному предмету по итогам учебного года. В таком случае школьник должен исправить неудовлетворительную оценку в следующем учебном году.
 
Кто несет ответственность за противоправные действия школьника во время его пребывания в школе?

Если школьник, не достигший 14 лет, совершил противоправное действие, например разбил стекло, избил другого школьника, ответственность за него несут его родители. Родители несут ответственность и за несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, если ребенок сам не зарабатывает и не имеет иного дохода.
Если ребенок совершил противоправное действие в период пребывания в школе, больнице или другом учреждении, в котором за ним осуществляется надзор (во время уроков, в период лечения), то за вред, причиненный ребенком, отвечает это учреждение или конкретное лицо, если не докажет, что оно выполняло свои обязанности и не виновато в том, что был причинен вред.
Под виной учебных и лечебных учреждений понимается недосмотр за детьми во время причинения вреда.
 
Что такое обучение в форме экстерната?

Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Экстерном является лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
 
Что нужно сделать, чтобы обучаться в форме экстерната?

В школе можно учиться в форме экстерната, если это указано в уставе школы.
Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.
Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или его родителями (законными представителями).
Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании.
Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.
При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан — в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) уровень освоения общеобразовательных программ устанавливается в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.
Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала.
 
 Если школьник получил семейное образование, может ли он экстерном сдать экзамены в аккредитованном учебном заведении? Получит ли он в таком случае аттестат?

Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании.
 
Вправе ли экстерн пользоваться библиотекой школы, принимать участие в олимпиадах, проводимых школой?

Согласно Положению о получении общего образования в форме экстерната, утвержденному приказом Минобразования от 23 июня 2000 г. N 1884, экстерн имеет право получать необходимые консультации (в пределах двух учебных часов по 40-45 мин перед каждым экзаменом), брать учебную литературу из библиотеки, посещать лабораторные и практические занятия, принимать участие в олимпиадах и конкурсах, сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
 
 В связи с переездом в другой регион может ли школьник экстерном сдать промежуточные экзамены, если он занимается по обычной школьной программе и экстерната в школе не предусмотрено?

Школьники, которые учатся по очной форме, могут сдавать экстерном промежуточные экзамены по некоторым предметам, и им не могут в этом отказать, даже если экстернат не предусмотрен уставом образовательного учреждения. Это означает, что они могут не посещать уроки по предметам, которые собираются сдать экстерном, но все остальные предметы они должны посещать. Для сдачи промежуточных экзаменов экстерном родители школьника должны подать заявление директору о желании их ребенка сдавать экзамены подобным образом и указать, по каким предметам нужны досрочные промежуточные экзамены. Устанавливается график сдачи экзаменов экстерном. Если школьник не сдаст эти экзамены, он продолжает обучение.
Перед выпускными экзаменами проводятся промежуточные экзамены экстернов по основным предметам. Промежуточные экзамены не проводятся по музыке и пению, изобразительному искусству, физкультуре, труду. Экстерн сам выбирает иностранный язык (указывается в заявлении о зачислении).
Экстерну могут перезачесть оценки по предметам, которые он получил в другой школе. Для этого нужно решение директора школы.
Экстерны должны сдавать не более 12 промежуточных экзаменов в год. Промежуточные и выпускные экзамены могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.
Заявление для сдачи промежуточных экзаменов можно подать в течение всего учебного года, исключая время выпускных экзаменов и летние каникулы. Заявление о сдаче выпускных экзаменов нужно подать до 1 марта. Уроки для экстерна могут проводиться платно, но по его желанию. Если он посещал уроки, с ним не проводится процедура допуска к экзаменам, он сразу их сдает.
 
 Что представляет собой Единый государственный экзамен (ЕГЭ)?

Обучение в школе для одиннадцатиклассников заканчивается государственными экзаменами. В большинстве школ часть экзаменов сдается в форме ЕГЭ, который представляет собой совмещенный выпускной экзамен и вступительный экзамен в высшее учебное заведение. Средние профессиональные учебные заведения также принимают результаты ЕГЭ как результаты вступительных экзаменов.
Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а вузами — в качестве результатов вступительных испытаний.
ЕГЭ проводится по расписанию, в котором есть резервные дни сдачи экзамена выпускниками, пропустившими ЕГЭ по какому-либо предмету по уважительным причинам.
Школы обязаны заранее ознакомить выпускников, принимающих участие в ЕГЭ, с тем, что дает ему сдача такого экзамена, критериями оценок, бланками ЕГЭ и т.д. Выпускник может принять участие в пробном экзамене.
 
 Каков порядок сдачи ЕГЭ?

К сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) допускаются выпускники 9-11 классов общеобразовательных учреждений, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования.
ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.
Участник единых ЕГЭ должен явиться в пункт проведения ЕГЭ в день и время, указанные в пропуске, и иметь при себе: пропуск на ЕГЭ (заполненный и зарегистрированный); паспорт. Со свидетельством о рождении на ЕГЭ не пускают, если только свидетельство о рождении не является его единственным удостоверением личности по уважительным причинам (например, отсутствие гражданства России); гелевую, капиллярную или перьевую ручку с черными чернилами.

Если выпускник забыл взять с собой паспорт, его все-таки пропускают на экзамен. Для этого представитель его школы должен подтвердить его личность. Выпускник сам не вписывает паспортные данные в поля бланка регистрации. В течение двух дней после экзамена он обязан предоставить в свою школу паспорт для занесения паспортных данных в бланк. То же происходит, если выпускник забыл пропуск на ЕГЭ. После экзамена, на который выпускник пришел без пропуска, ему выдается справка об участии в ЕГЭ по предмету, который он сдавал.
На экзамене запрещаются разговоры, вставания с мест, обмен заданиями и бланками ответов, пользование мобильными телефонами и другими средствами связи. Если выпускник отказывается выполнить эти требования, организаторы вправе удалить его с экзамена. В этом случае орган управления образованием (районный — в больших городах или городской) принимает решение о дальнейшей сдаче им экзаменов.
Выпускникам сообщается время, которое дается на экзамен, порядок сдачи письменных ответов, время и место ознакомления с результатами.
 
 Можно ли обжаловать результаты ЕГЭ?

Участникам ЕГЭ объявляется порядок подачи апелляций. Апелляция бывает двух видов — по процедуре проведения и по результатам ЕГЭ.
Апелляцию по процедуре проведения экзамена можно подать сразу после окончания экзамена. Для этого нужно обратиться к организатору в своем классе. Организатор дает бланк для апелляции по процедуре экзамена. Выпускник лично передает свою апелляцию представителю государственной экзаменационной комиссии. После выхода из школы, где проводился экзамен, апелляция по процедуре проведения ЕГЭ не принимается.
Апеллировать можно либо нарушение процедуры проведения экзамена (выпускникам не сказали то, что должны были сказать, кого-то выпускали из класса, кого-то нет), либо несогласие с выставленной оценкой.
Апелляция не принимается по построению и содержанию экзаменационных вопросов или если выпускник сам поставил галочку не в том окне, в каком нужно, ошибся при переписывании.
Апелляция должна приниматься в течение трех дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними выпускника. Апелляция рассматривается не позднее двух-трех дней после ее подачи.
Выпускник имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С выпускником, которому не исполнилось 18 лет и который не признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, на апелляции может присутствовать один из его родителей (попечителей). Родители или попечители должны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность, выпускник должен предъявить свой пропуск на экзамен с печатью «Бланки ЕГЭ сданы» и (или) экзаменационный лист, подтверждающий сдачу выпускником экзамена, по которому подана апелляция. Рассмотрение апелляции не считается переэкзаменовкой.
Если апелляция подана на нарушение процедуры проведения экзамена, комиссия проверяет, реально ли произошло нарушение, и выносит одно из двух решений: об отклонении апелляции и сохранении выставленной оценки, о признании апелляции обоснованной и сдаче ЕГЭ в «резервный» день.
При рассмотрении апелляции о несогласии с оценкой выпускнику должны показать ксерокопии бланка регистрации и бланков ответов N 1 и N 2, которые он заполнял. Выпускник подтверждает, что ему показали изображения заполненных им бланков ответов. Если возникают спорные вопросы об оценке заданий в свободной форме (бланк ответов N 2), комиссия перепроверяет ответы.
После рассмотрения апелляции о несогласии с выставленной оценкой комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленной оценки либо о признании апелляции обоснованной и выставлении другой оценки.
Решения комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.
 
 Когда и в какой форме проводятся государственные (итоговые) экзамены?

Государственные (итоговые) экзамены выпускников 9 и 11 (12) классов проводятся в конце учебного года в письменной и устной форме. Форму проведения письменных экзаменов устанавливает Минобразования и науки России, устных экзаменов — школа, т.е. она может отказаться от традиционных билетов и ввести иную форму экзаменов.
Экзамен для одиннадцатиклассников по русскому языку и литературе обычно проводится в форме сочинения или изложения с элементами сочинения. Экзамен может быть разделен на две части — русский язык и литература.
Девятиклассники сдают не меньше четырех экзаменов: письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по их выбору из числа предметов, изучавшихся в 9 классе.
Выпускники 9 класса, которые хотят продолжить обучение в профильных классах, сдают два дополнительных экзамена по предметам, соответствующим профилю обучения (гуманитарные, технические, естественно-научные).
Выпускники 11 (12) класса сдают не меньше пяти экзаменов — письменные экзамены по алгебре и началам анализа и русскому языку и литературе, а также три экзамена по их выбору из числа предметов, изучавшихся в 10, 11 и 12 классах.
 
 В каких случаях учащиеся могут быть освобождены от сдачи государственных экзаменов?

Законодательство не предусматривает возможности полного освобождения от сдачи выпускных экзаменов каких-либо категорий учащихся.
Выпускные экзамены могут быть перенесены на более позднее время, либо проведены ранее, либо они могут проводиться вне стен учебного заведения.
Для выпускников 9 и 11 (12) классов, которые обучались по состоянию здоровья на дому или в оздоровительных школах-санаториях, находились в лечебно-профилактических учреждениях больше четырех месяцев либо являются детьми с ограниченными физическими возможностями, государственные (итоговые) экзамены проводятся в обстановке, исключающей влияние отрицательных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников.
Выпускные экзамены для них могут проводиться досрочно, но не раньше 1 мая. Письменные экзамены могут быть заменены устными, а их число сокращено до двух письменных. В Москве и Санкт-Петербурге для этого требуется разрешение городского и областного управлений образованием для выпускников 11 (12) классов, в других городах — только разрешение областного управления образованием. Для выпускников 9 классов нужно дополнительное решение городского управления образованием.
Итоговые экзамены выпускников 9 и 11 классов, выезжающих на учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборные команды России, на международные олимпиады школьников, российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы, постоянное место жительства за рубеж, а также для выпускников вечерних школ, призванных в ряды Вооруженных Сил России, могут проводиться досрочно, но не ранее 20 апреля.
Для выпускников, пропустивших выпускные экзамены по уважительным причинам, в том числе для обучавшихся за рубежом, проводятся экзамены в дополнительные сроки.
 
Какие требования к проведению государственных экзаменов существуют?

Экзамены по выбранным выпускниками предметам могут проводиться сразу после завершения изучения предмета.
Общее число экзаменов в 9 классах не должно быть больше пяти, в 11 (12) классах — шести.
Письменные экзамены проводятся с девяти часов утра по местному времени.
В 9 классе на письменные экзамены по русскому языку и алгебре отводится четыре астрономических часа, а в школах и классах с углубленным изучением математики на экзамен по алгебре — пять часов.
В 11 (12) классах на письменный экзамен по русскому языку и литературе отводится шесть астрономических часов, по алгебре — пять часов.
Письменные экзамены оцениваются по пятибалльной системе.
Выпускник имеет право ознакомиться со своей письменной работой, проверенной экзаменационной комиссией, и, если он не согласен с выставленной оценкой, в течение трех дней подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию. Комиссия создается местным (муниципальным) органом управления образованием.
Выпускники 9 классов, получившие на выпускных экзаменах не больше двух неудовлетворительных оценок, и выпускники 11 (12) классов, получившие на тех же экзаменах не больше одной неудовлетворительной оценки, допускаются к повторным экзаменам по этим предметам.
Повторные итоговые экзамены проводятся до начала нового учебного года.
 
Какой документ подтверждает получение полного среднего образования?

Выпускник 9 класса аккредитованного учебного заведения, сдавший государственные экзамены, получает аттестат об основном общем образовании, выпускник 11 (12) класса — аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Выпускникам неаккредитованного учебного заведения после сдачи итоговых экзаменов выдается документ об уровне общего образования, форма которого определяется самим учреждением.
Иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучавшиеся в аккредитованном основном общеобразовательном учреждении и сдавшие в нем итоговые экзамены, получают аттестат на общих основаниях.
Выпускникам, которые учились в школах при больницах, аттестаты выдаются школами, из которых они выбыли на лечение, а в аттестат ставятся оценки за переводные и выпускные экзамены, полученные в школах при больницах.
Девятиклассники, не допущенные к итоговым экзаменам, и те, кто не сдал их, по усмотрению родителей (опекунов, попечителей) оставляются на второй год или получают справку об обучении в школе. То же касается одиннадцатиклассников.
В справке указываются экзаменационные и итоговые оценки (в том числе неудовлетворительные) по всем изучавшимся предметам.
Учащиеся, получившие справку об обучении в школе, могут не раньше, чем через год, сдать выпускные экзамены в форме экстерната по тем предметам, по которым имеют неудовлетворительную оценку.
Те же, кто по каким-то причинам вообще не сдавал выпускные экзамены, сдают не менее четырех экзаменов (9 класс), из которых обязательными являются письменные по русскому языку (изложение с элементами сочинения) и алгебре, и не менее пяти экзаменов (11 или 12 класс), из которых обязательными являются письменные по русскому языку и литературе и алгебре.
 
 В каких случаях учащиеся награждаются золотой или серебряной медалями по окончании обучения?

Золотой медалью награждаются выпускники 11 (12) классов, имеющие полугодовые (триместровые), годовые и итоговые оценки «пять» по всем предметам, изучавшимся в 10 и 11 (или 12) классах, и получившие на выпускных экзаменах оценки «пять».
Серебряной медалью награждаются выпускники 11 (12) классов, имеющие по предметам: в 10 классе по итогам первого полугодия (триместра) — оценки «пять» и «четыре»; по итогам второго полугодия (второго и третьего триместров) — оценки «пять» и не больше двух оценок «четыре», годовые и итоговые оценки «пять» и не больше двух оценок «четыре»; в 11 и 12 классах по итогам каждого полугодия (триместра) и по итогам года — оценки «пять» и не больше двух оценок «четыре»; на итоговых экзаменах и в аттестате о среднем (полном) общем образовании — итоговые оценки «пять» и не больше двух оценок «четыре».

Решение о награждении выпускников школ и училищ без получения полного общего образования золотой и серебряной медалями и похвальной грамотой принимает соответственно педсовет школы и совет училища.
Выпускники, отнесенные по состоянию здоровья к специальной группе или освобожденные по состоянию здоровья от занятий по физкультуре, труду и информатике, сдавшие итоговые экзамены, награждаются медалями на общих основаниях.



Как подготовится к экзамену (советы психолога)

В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и подростки и даже младшие школьники. С каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п. Формирование подобных психотехнических навыков будет полезно абсолютно всем школьникам старших классов. Как правило, соответствующая работа психолога не только не вызывает сопротивления, но и приветствуется большинством учащихся. Конечно, основную ее часть следует проводить не прямо накануне выпускных экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов, при написании контрольных и в других случаях, не столь эмоционально напряженных, как собственно выпускные экзамены. Однако отдельные полезные советы психолог может дать накануне или даже непосредственно перед экзаменационным испытанием. Школьный психолог может составить памятку для учащихся, выбрав какие-то из нижеследующих советов и, возможно, переформулировав по своему усмотрению в зависимости от того, кому именно она будет адресована (девятиклассникам или одиннадцатиклассникам, учащимся гимназии или ПТУ, девушкам или юношам). Эти советы, консультация и помощь психолога, психотерапевта, могут быть также использованы для "устной", ситуативной поддержки школьника непосредственно перед экзаменом, для проведения каких-то групповых занятий, в процессе консультирования.
Подготовка к экзаменам
Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.
Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.
Для начала хорошо определить, кто вы - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "Немного позанимаюсь", а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.
Конечно, хорошо начинать - пока не устал, пока свежая голова - с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, "нет настроения". В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.
Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.
В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении "про себя", смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.
Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу - любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.
Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии и психотерапии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь "про себя" отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти - речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что - только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.
Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, не спешите впадать в депрессию, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: "Ой, мамочки, я ничего не знаю" или "Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить", а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.
Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому, отбросьте в сторону свой стресс и концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) - в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.
Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.
За несколько дней до экзамена, обязательно "проиграйте" мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но - внимание! - сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не "зацикливайтесь" на них.
Накануне экзамена
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать - этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом - на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только "выдают" состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.
Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, "страшными мыслями" и фобиями: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена: страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.
Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого "предстартового" волнения также часто мешает хорошим ответам.
Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый "доведением до абсурда". Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит к парадоксальной реакции: вместо того, чтобы впасть в невроз, человек приходит к мысли о том, что бояться, в с

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz